В проекте представлены классические короткие нарды, доступны варианты с удвоением ставок и без.
Играют двое на специальной доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар. Количество камней — по 15 у каждого игрока. Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента.
Расстановка камней
Начальная расстановка камней такова: у каждого из игроков по две камня в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.
"Дом" для каждого игрока - это последняя четверть игрового поля, на которой в начале игры стоит пять камней. В ходе игры используется пара игральных костей и, в случае игры с даве, кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, 64, позволяющий увеличивать ставку игры.
Цель игры
Игрок должен пройти всеми камнями полный круг, пройти ими в свой "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник.
"Выбрасывать" означает делать такие ходы, чтобы камень оказывался за пределами доски. "Выбрасывать" камни можно только после того, как все камни "пришли в дом". Окончание игры наступает, когда один из игроков выбросит все свои камни. Ничейного исхода в коротких нардах нет.
Начало игры
Право первого хода разыгрывается. Для этого игроки кидают один игральный кубик(зар). Право первого хода получает тот, у кого выпадет большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков бросок повторяется.
Движение камней
Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы. Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов игрок должен передвинуть свои камни.
Камни всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.
Правила игры.
Камень может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более камнями противника.
Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одним камнем на три поля, а другим - на пять, либо он может пойти одним камнем сразу на восемь(пять плюс три) поля, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.
Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 5-5, то игрок должен сделать четыре хода по пять очков. Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами, либо все четыре числа, если у него выпал дубль. Игрок обязан сыграть все допустимые ходы.
Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход.
Пункт, занятый только одним камнем, носит название блот. Если камень противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и камень противника кладется на бар.
В любой момент, когда один или несколько камней находятся на баре, первая обязанность игрока - это вернуть свои камни в дом соперника.
Камень вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.
К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может вернуть камень в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более камнями противника.
Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих камней, но не все, он должен зарядить все камни, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода.
После того, как все камни будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, для перемещения камней.
Выбрасывание камней.
Когда игрок привел все свои пятнадцать камней в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски.
Игрок выбрасывает камень следующим образом: Бросается пара костей, и камни, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски.
Например, если выпало 6 очков, можно снять камень с шестого пункта. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одного камня, игроку разрешается переместить камень с пунктов, больших чем выпавшее число.
Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать камень с доски.
В стадии выбрасывания камней все камни игрока должны находиться в его доме.
Если камень будет побит в процессе выбрасывания камней, то игрок должен привести камень обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать камни.
Тот, кто первый снял все камни с доски, выигрывает партию.
Величина проигрыша.
В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает однократную величину ставки.
Если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает удвоенную ставку, такое окончание игры называется "марс".
Более того, если проигравший не снял ни одного камня и один или несколько его камней остались на баре или в доме противника, он проигрывает утроенную ставку, такой проигрыш называется "кокс".
Повышение ставок (Даве).
В проекте доступен вариант игры с повышением ставок.
Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости.
Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками.
Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе.
Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим басе. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок.
При окончании игры с марсом или коксом текущая ставка удваивается или утраивается соответственно.
Финансовые ограничения.
В случаем, если игрок присоединяется к игровому столу без увеличение ставки, то на его счету, на время игры, блокируется сумма в, 3 раза превышающая размер ставки.
Если игрок присоединяется к игровому столу с увеличением ставок, то на его счету, на время игры, блокируется сумма, в 10 раз превышающая размер ставки.